город Запорожье, Запорожский сайт, история, фото.

Словарь часто встречающихся слов на данном сайте.

Кратенько о главном.



ДнепроГЭС - Днепровская гидроэлектростанция — старейшая гидроэлектростанция на Днепре. Электростанция находится в городе Запорожье ниже днепровских порогов.

Проект станции был разработан И. Г. Александровым, ДнепроГЭС был одним из главных объектов плана ГОЭЛРО. Строительство ГЭС началось в 1927, первый агрегат был запущен в 1932, в 1939 была достигнута проектная мощность 560 МВт. На то время это была крупнейшая гидроэлектростанция СССР. На основе энергетики Днепрогэса был построен промышленный комплекс Запорожья, включая такие энергоёмкие производства, как выплавка алюминия. В результате строительства плотины были затоплены днепровские пороги, что обеспечило судоходство по всему течению Днепра.

Во время Великой Отечественной войны плотина ДнепроГЭСа была разрушена, и оборудование машинного зала уничтожено. Электростанция была вновь пущена в 1950.

В 1969 было начато строительство второй очереди гидроузла. ДнепроГЭС-2, запущенный в 1975, имеет мощность 828 МВт.

материал взят с сайта Wikipedia

Мосты Преображенского - Работа по сооружению новых мостов через Днепр началась весной 1949г. после получения технической документации. Автором проектов обоих мостов был известный московский инженер Борис Николаевич Преображенский, работавший в институте "Трансмостопроект" Министерства путей сообщения СССР. Работой по возведению моста через Новый Днепр руководил начальник мостоотряда №6 полковник Николай Александрович Артеменко, а моста через Старый Днепр начальник мостоотряда № 7 Башицкий.

Первоначально Б.Н.Преображенский в целях экономии хотел использовать опоры мостов Стрелецкого. Но когда водолазы очистили дно от взорванных конструкций (около 12000 тонн), выяснилось, что немцы разрушили их, подорвав опоры на семиметровой глубине. От опор мостов Стрелецкого остались только береговые башни с бойницами. Новые мосты, в отличие от довоенных, предполагалось строить из железобетона. Это объясняется отсутствием достаточного количества высокопрочных сталей в те послевоенные годы, а также тем, что сталь, вставляемая из-за рубежа, в условиях "холодной" войны, была объявлена стратегической продукцией, не подлежащей экспорту.

При строительстве мостов многое в практике мостостроения приходилось делать впервые, например, послойное бетонирование. Впервые было применено блочное армирование бетона и блочные опалубки. Мировая практика в те годы еще не знала железобетонных мостов с такими пролетами. Б.Н. Преображенский относился к рабочим и инженерам на стройке, как к своим соавторам: принималось каждое предложение, имевшее рациональное зерно.

Мост Преображенского через Новый Днепр Для Н.А.Артеменко этот уголок Запорожья был давно знакомым. Здесь в 1931г. он участвовал в разборке Кичкасского моста, строил мосты Стрелецкого, временные мосты через Днепр и вот теперь - мосты Преображенского. Благодаря Артеменко в Германии на фирме "Блейхерт" в счет репарации были изготовлены два кабель-крана пролетом 800м. Привезенные в Запорожье, они были здесь собраны и с успехом использовались на строительстве мостов Преображенского, значительно облегчая и ускоряя строительные работы.

Через Новый Днепр был построен четырехарочный двухъярусный мост, нижний ярус которого был предназначен для пешеходов и автогрузового транспорта, а второй - для двухпутейной железнодорожной магистрали. Общая длина моста составила 560м, высота 54м.

Мост Преображенского через Старый Днепр Через Старый Днепр был построен также двухъярусный, но одноарочный мост, считавшийся для того времени уникальным из-за огромного пролета длиной 228м. Оба моста были сданы в эксплуатацию 31 декабря 1952г. Интересно отметить, что американские специалисты считали строительство таких мостов невозможным.

До сих пор на острове Хортица сохранился дом, называемый "домом полковника", в котором с 1947г. жил со своей семьей Н.А.Артеменко. Из окон дома он видел строящийся мост через Новый Днепр. Сюда захаживал в гости приезжавший на строительство Борис Николаевич Преображенский. К сожалению, нам не удалось разыскать хотя бы одну его фотографию, однако Артеменко описывал его так: "Выше среднего роста, худощавый, каштановые волнистые волосы, костюм всегда "с иголочки". Любил детей. Очень грамотный инженер: построил уникальные мосты, а это дано не каждому". Позднее в своих воспоминаниях Николай Александрович писал о том, что мосты через Днепр в районе Запорожья планировались как "памятник великой сталинской эпохе". К сожалению, стоит запущенным на Хортице дом полковника Артеменко, в котором можно было бы открыть музей запорожских мостов. Последние годы жизни автора мостов обросли легендами.... Обратимся еще раз к воспоминаниям Н.А.Артеменко: "В январе 1953г. умер Борис Николаевич Преображенский. Ему сказали, что И.В.Сталин вычеркнул его из списка награжденных. Борис Николаевич был сердечником и это его так потрясло, что он умер... Мосты построены и будут стоять в веках".

материал взят с сайта photoalbum.zp.ua

Магадан - Самый популярный у бабурчан пляж территориально расположен за пределами административной границы района, но называется так совсем не по этой причине. Когда-то из вод Дуная в качестве военного трофея был пригнан буксир, который уже на советской территории окрестили Магаданом. Похоже, что ему так и не довелось потрудиться на Днепре. Однако, пришло время и состарившийся корабль прибыл на ПМЖ в акваторию любимого ныне пляжа. У завода «Спутник», который занимался благоустройством берега, видимо были какие-то планы относительно его использования. Возможно, он мог стать ресторанчиком на воде или своеобразной базой отдыха, но до этого дело не дошло. Кто-то устроил пожар на стоявшем без охраны буксире и бедолага затонул прямо перед пляжем, оставив над водой лишь палубные надстройки. Так он прожил еще не один год. Тогдашние пацаны, которым сейчас лет по сорок, бегали «на Магадан» купаться, где нередко случались трагические попытки подводно-трюмных исследований. Не принесший пользы, ставший злосчастным корабль в восьмидесятых годах был на месте порезан на металлолом и частично закопан прямо на территории пляжа, унаследовавшего имя своего постояльца.

материал взят с сайта baburka.zp.ua


Запоро́жская Сечь - Войско Запорожское Низовое — военный и административный центр запорожского казачества, который находился за Днепровскими порогами в XVI—XVIII веках.По мнению исследователей, первая крепость за Днепровскими порогами (т.наз. хортицкий замок, прототип Запорожской Сечи) — была построена князем Дмитрием Вишневецким в 1553 году на острове Малая Хортица и просуществовала до 1557 года. В настоящее время этот остров носит имя Байды.[1] Казаки собственно низовые (другое название Запорожских) впервые упоминаются в письме великого князя Литовского Сигизмунда Августа "козакам тем, которые, из замков и городов украинских съехавши, на Низу проживают" (1568 г.). С середины 1580-х годов низовые (запорожские) казаки именуются сечевыми. Имена первых организаторов Войска Запорожского и строителей первой Сечи в источниках не сохранились, характер их первоначальных боевых средств и район первоначальной деятельности запорожцев остаются неизвестными.


материал взят с сайта Wikipedia

Байда - Остров на Старом Днепре близ Бабурки. Для гостей издалека стоит уточнить, что ударение в этом названии непременно на первом слоге. В старинных казачьих песнях прославляется некий легендарный казак Байда, которого народная дума отождествила с князем Дмитрием Вишневецким, развернувшим в середине 16 века на этом острове жилищно-оборонительное строительство. Многим соотечественникам даже нравится думать, что это была первая запорожская Сечь. Недолго простоял тот городок на Байде – год или два. Как-то раз пришли татары, злые и на казаков обиженные, и сожгли городок. В 18 столетии здесь была сооружена верфь и построена небольшая крепость. Остров не всегда назывался именем Байды. В разные времена и в разных источниках можно найти названия Малая Хортица, Верхнехортицкий, Вырва, Канцеровский, Гадючий, Гетманский и даже Лизы Чайкиной. Сейчас на Байде можно отдыхать, если есть на чем догрести. Удочки брать не стоит – рыбы нет. На восточном берегу расположена небольшая база отдыха для запорожских металлургов. Длина острова – 350, ширина – 170 метров. Площадь – 13 гектаров. Скалы на северной стороне возвышаются на 12 метров над уровнем воды.

материал взят с сайта baburka.zp.ua

Вырва - Территория на правом берегу Днепра, где вследствие большого наводнения в 1845 году огромная часть суши между балкой реки Верхняя Хортица и балкой Канцеровской была снесена потоком воды. До этого устье Верхней Хортицы находилось выше нынешнего более чем на два километра. После наводнения немцы-меннониты на месте старого устья насыпали дамбу, а речка повернула через образовавшуюся брешь в другую балку.

материал взят с сайта baburka.zp.ua

Река Мокрая Московка - Истоки реки Мокрая Московка определяются в районе села Райское Вольнянского района Запорожской обл. Интересно, что это село находится рядом с другим, под названием - Московка (!). Возле Запорожья река затапливает ряд старых карьеров (Мокрянский карьер). Московка протекает через Шевченковский район Запорожья. Русло ее пересекает пр.Ленина около центрального автовокзала и впадает в Днепр, оминая Дубовую рощу. Кстати, река в самой Дубовой роще - это один из притоков Московки. По одной из версий, свое название две запорожские реки (Сухая и Мокрая Московка) получили еще в XVI веке. Тогда здесь лагерем стояли войска Московии, которые ходили войной на турков

материал взят с сайта zabor.zp.ua


Создан 02 сен 2008



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Украина онлайн